банковский комплаенс или как статья в Интернете может помешать открыть счет в банке

В статье эксперты Avagard на основе опыта реализации десятков проектов по управлению цифровой репутацией расскажут почему перед открытием счета нужно вбить своё ФИО в поисковую строку, а также помогут заглянуть в закулисье банковского комплаенса.
Банковский комплаенс (от англ. compliance — соответствие) — это процедура проверки потенциального клиента на предмет его благонадежности.

Каждый клиент проходит через комплаенс в банке, это обязательное требование к любой такой финансовой организации со стороны национального и международного законодательства. Таким образом банк минимизирует свои риски в пособничестве отмыванию денег, укрытию от налогов, участию в обходе санкций и другой незаконной деятельности.
Проведем комплаенс-аудит персоны и бизнеса и оценим риски отказа международными банками.

Содержание

1

Без комплаенса никуда

Комплаенс в банке
Когда комплаенс процедуры в банке проводят некачественно и сотрудничают с неблагонадежными частными клиентами и компаниями, банк может получить многомиллионные штрафы или вовсе лишиться лицензии.

К примеру, в феврале 2024 года ЦБ РФ отозвал лицензию у Киви Банка. Его комплаенс производился с нарушениями требований ЦБ и допустил «высокорисковые операции» с криптообменниками, онлайн-казино и букмекерскими конторами, что и стало причиной его закрытия.

А в октябре 2024 году английский регулятор оштрафовал банк Sterling на £29 млн - его комплаенс процедуры не соответствовали требованиям и позволяли открывать счета высокорисковым клиентам.

Поэтому качеству комплаенс процедуры в банке уделяется большое внимание, соблюдаются все официальные и даже негласные предписания по проверке, поскольку цена ошибки в таком случае может быть очень высока.
2

Действительно ли статья в СМИ может привести к отказу в открытии счета?

Да, может. И мы постоянно сталкиваемся с такими ситуациями в нашей практике. Ведь проверка потенциального клиента через поисковый запрос в Интернете - это один из трех ключевых этапов проведения процедуры банковского комплаенса:
Этап 1: запрос документов и их проверка
Этап 2: проверка баз данных по комплаенсу, например, World-Check.
Этап 3: проверка информации о персоне в открытых источниках (Google, Яндекс)
Комплаенс-контроль в банке

Этап 1: запрос и проверка документов

На первом этапе банковский комплаенс запрашивает документы для проведения процедуры KYC (know your customer - от англ. «знай своего клиента»): обычно это документы для подтверждения личности клиента (паспорт) и источники происхождения денежных средств (налоговые декларации, выписки из других банков или документы).

Этап 2: базы данных по комплаенс рискам

World-Check - самая распространенная база данных по комплаенс рискам, ей пользуются большое количество международных финансовых организаций. Также используются LexisNexis и Dow Jones. Это самый популярный из-за простоты и удобства способ проверки потенциального клиента, поскольку вся информация о персоне и его деятельности собрана в одном месте.

В базы данных аккумулируется не только официальная информация (из базы Интерпола, санкционных списков, списков PEP и пр.), но и ссылки из открытых источников, которые могут содержать некорректные и порочащие персону или компанию публикации в СМИ, а также устаревшие сведения. Однако на их основании комплаенс контроль в банке может вынести отрицательный вердикт о сотрудничестве. Поэтому управление персональной репутацией становиться важным пунктом во взаимодействии с международными банками.
Кейс Avagard
К нам обратился предприниматель с отказом в открытии счета за границей. В ходе диагностики выяснилось, что банковский комплаенс вынес отрицательный вердикт на основании неверной информации в базе World-Check не о нашем клиенте, а об его полном однофамильце, числящемся в санкционном списке. Эти сведения попали в базу как раз из открытых источников. Мы разместили в Интернете ряд публикаций о клиенте, отражающих его действительный статус, что помогло удалить неверную информацию из базы Word-Check. При повторной подаче документов наш клиент успешно прошел банковский комплаенс.

Этап 3: открытые источники – поисковая выдача Google и Яндекс

Как правило, по внутренним регламентам комплаенс процедур в банках нужно проверить первые страницы выдачи поисковой системы на английском языке по запросам, содержащим ФИО потенциального клиента. Нередко резюме по персоне основывается на негативных публикациях как раз на первых страницах выдачи, даже если это ложная, устаревшая или не имеющая к человеку отношения информация, как в случае с материалами об однофамильцах. Это в совокупности с отягчающим обстоятельством в виде российского гражданства повышает риски отказа в сотрудничестве.
Команда Avagard нередко сталкивается с заблуждением, что комплаенс контроль в банке ограничивается только проверкой публикаций о лице на английском языке и не проверяет выдачу на русском, соответственно негативная информация на русском языке не попадет в поле его зрения. На нашей практике банковский комплаенс за рубежом чаще всего имеет в штате русскоязычных менеджеров, которые рассматривают выдачу Google и Яндекс на русском языке. Поэтому для минимизации рисков необходимо работать, в том числе с цифровым профилем клиента на русском языке в поисковых системах Яндекс и Google.
Кейс Avagard
В нашей практике был случай, когда к нам обратилась предприниматель, который подвергся информационный атаки со стороны конкурентов, которые разместили в Интернете ложные статьи о коррупционном происхождении его капитала. Несмотря на то, что документы подтверждали законное происхождение денежных средств, комплаенс в банке постоянно задавал дополнительные вопросы и процедура проверки существенно удлинялась.

Он вел активную международную деятельность, и эти порочащие репутацию публикации создавали у него ряд проблем во взаимодействии с иностранными компаниями. Команда Avagard помогла удалить компромат о клиенте в открытых источниках с помощью деиндексации (процедура удаления ссылок из Яндекс и Google по закону о забвении), и комплаенс контроль в банке снял свои вопросы, что облегчило ему ведение бизнеса за рубежом.
3

На что зарубежные банки обращают внимание

Банковский комплаенс
Команда Avagard составила список основных параметров, на которые обращает внимание банковский комплаенс и которые чаще всего становятся причиной нежелания сотрудничать с россиянами и гражданами других государств с постсоветского пространства:

Статус PEP и связи с PEP

V
PEP — Politically Exposed Person (с англ. «политически значимое лицо») – финансовый термин, обозначающий чиновников, политиков и других связанных с государственной властью персон, в том числе, топ-менеджеров госпредприятий. Банковский комплаенс предполагает, что эти лица благодаря своему положению представляют повышенный риск участия в коррупционных схемах и отмывании доходов. Как результат, такие клиенты подвергаются более тщательным комплаенс-проверкам. Поэтому немаловажно проверить PEP статус до подачи документов в банк.

Однако это касается не только самих PEP, но и людей, связанных с ними, – родственников, деловых партнеров. К примеру, в Avagard обратился клиент, с которым отказался сотрудничать банк на Кипре из-за того, что его брату был присвоен статус PEP.

Санкции

V
Отказ в открытии счетов могут получить не только граждане, входящие в санкционные списки, но и их родственники, а также люди, связанные с санкционными компаниями, например, собственники таких предприятий, а иногда даже и деловые партнеры. На них комплаенс в банке обращает особое внимание, задавая дополнительные вопросы.

Источники происхождения средств

V
Любой намек на незаконное происхождение денежных средств – неполнота предоставленных документов о происхождении капитала или даже статья в Интернете с ложной информацией о, например, участии в коррупционных схемах – значительно повышает риски получить отрицательное решение от комплаенса в банке.

Юрисдикция клиента

V
На текущий момент международный комплаенс рассматривает Иран, Российскую Федерацию, ряд стран с постсоветского пространства, африканских и других стран как юрисдикции повышенного риска, и в отношении граждан этих стран банковский комплаенс часто проводит более тщательные проверки.

Судебные делопроизводства

V
Нередко судебные процессы освещаются в СМИ и даже в случае удачного исхода суда для компании или персоны, публикации о них могут отрицательно сказаться на прохождении комплаенс процедуры в банке, для которого это свидетельствует о возможных финансовых трудностях, проблемах с законом или потенциальной неблагонадежности. Как минимум, банковский комплаенс может задать ряд дополнительных вопросов.
Важно отметить, что с 2022 года для граждан РФ, даже имеющих двойное гражданство или ВНЖ иностранного государства существенно усложнился процесс прохождения комплаенс процедуры в банках за рубежом.

Граждане РФ воспринимаются по умолчанию как высокорисковые клиенты - банкам легче отказать, если есть какие-то сомнения, нежели нести риски получения многомиллионных штрафов от регуляторов или попадания под вторичные санкции.
В результате, существенно участились случаи отказа банковским комплаенсом в обслуживании из-за нескольких негативных упоминаний в интернете, даже если эти факты являются недостоверными и размещены на сомнительных ресурсах.
При чем отказ обычно происходит без объяснения причин со стороны банка. Гражданам РФ не дают возможность доказать недостоверность фактов из открытых источников.
4

Предупрежден – значит вооружен
или как подготовиться к важной сделке с иностранным банком

Если вам необходимо открыть счет, провести важную сделку или транзакцию на крупную сумму в иностранном банке, то мы рекомендуем провести предварительную диагностику своего комплаенс профиля. Она поможет спрогнозировать вероятность успеха или отказа и заранее принять меры в случае высоких рисков, тем более, что в некоторых организациях действует запрет на повторную подачу документов в течении 4-6 месяцев. Диагностика состоит из двух шагов:

  • Шаг 1: Проверить свой профиль в World-Check на предмет возможных рисков при прохождении комплаенс контроля.
  • Шаг 2: Проверить результаты поиска по своему ФИО на первых двух страницах поисковой выдачи – в Google и Яндекс на русском языке (в РФ) и в Google на английском языке (в стране нахождения банка).

Понимание основных принципов комплаенс процедур в банке и тщательная подготовка к ним, нацеленная на минимизацию рисков, – значительно повышают шансы успешного и быстрого прохождения комплаенс контроля и беспрепятственного сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Telegram канал Avagard

Свежие исследования, обучающие материалы и кейсы от наших экспертов на тему банков, финансов, комплаенса, санкций и цифровой репутации.

Вам может быть интересно