Право на забвение:
как удалить себя из Яндекс и Google?

С 2016 года в Российской Федерации действует закон о забвении в Интернете. Любой российский гражданин может потребовать удаление из поисковой выдачи ложной и устаревшей информации о себе в поисковых системах. Однако реализовать право на забвение на практике не так легко. Специалисты Avagard рассказали, как работает право на забвение и как существенно повысить свои шансы на успех в этом деле.
Право на забвение - это возможность любого человека, без обращения в суд, потребовать поисковые системы удалить из выдачи ссылки на материалы о себе, содержащие недостоверную или устаревшую информацию.
Конфиденциально удалим материалы из Яндекс и Google по праву на забвение по всему миру.
1

Какую информацию можно «забыть» в Интернете

Право на забвение в интернете
Безусловно, право на забвение позволяет удалить из поисковой выдачи не любую информацию, а только ту, что является заведомо ложной или устаревшей и заявитель может это доказать. Например, бывший депутат уже много лет не занимает государственных должностей и может потребовать удалить ссылку на материалы, где его упоминают как политика и чиновника.

Запросить убрать можно и ссылки на информацию, полученную незаконным путем, к примеру, в случае раскрытия медицинской тайны. Исключение из права на забвение - это ссылки на уголовное преследование, срок по которому не истек, а также непогашенную судимость и долги.
2

Как один прецедент в Испании повлиял на закон о забвении

Дело Марио Костеха Гонсалеса против газеты La Vanguardia и поисковика Google.
В мировой практике право на забвение было утверждено в 2014 году на основании постановления Европейского суда. Прецедентом для подобного решения стало рассматриваемое в Испании дело Марио Костеха Гонсалеса против газеты La Vanguardia и поисковика Google. Испанец требовал от газеты удалить информацию, а от Google - скрыть из выдачи ссылку на газетную публикацию о его долгах и аресте имущества в связи с тем, что эти данные потеряли свою актуальность.

С 2016 года в Российской Федерации также действует закон о забвении, однако из-за неточных формулировок и не сформированный практики редко удавалось действительно воспользоваться правом на забвение.

С 1 октября 2024 году в силу вступили поправки к закону о забвении, суть которых сводится к тому, чтобы упростить для пользователей досудебную процедуру удаления ложной, неактуальной или порочащей репутацию информации. Плюс у российских граждан появилось право на удаление из выдачи иностранных ресурсов, нарушающих российское законодательство.
3

Зачем использовать право на забвение

Правом на забвение чаще всего пользуются в следующих ситуациях:

1. Для прохождения миграционного или банковского комплаенса

Международные банки, финансовые и миграционные организации тщательно анализируют цифровой профиль человека в Интернете и делают проверку в World-Check, Dow Jones и LexisNexis - международных комплаенс-базах. Любая ложная или устаревшая информация о персоне, которая есть в открытых источниках, в первую очередь, на первых двух страницах поисковой выдачи в Яндекс и Google сразу попадает в World-Check и другие подобные комплаенс-базы. Это повышает риски получить отказ от иностранного банка или миграционной службы. При этом требовать напрямую удалить такую информацию из World-Check скорее всего не даст результатов, поскольку система автоматически будет обновляться и пополняться информацией из поисковых систем.

2. Для снятия статуса PEP

Статус PEP («политически значимой персоны») нередко присваивается именно на основании устаревшей или недостоверной информации из поисковой выдачи Google и Яндекс. Любое упоминание на первых страницах поисковиков о ранее занимаемой государственной должности, сотрудничестве с госорганами и компаниями, а также связи с конкретными PEP может послужить причиной включения в PEP-списки со всеми вытекающими из этого последствиями. Соответственно, для снятия PEP-статуса, необходимо сначала удалить из выдачи всю нежелательную информацию.

3. Для управления персональной репутацией

В современном мире с изучения информации о контрагенте или партнере в Интернете начинается практическое любое сотрудничество. При этом многочисленные исследования свидетельствует, что ~99,6% всех пользователей останавливается на первых страницах результатов поиска. Именно поэтому компромат или неактуальные сведения о персоне в топе поисковых систем могут нанести реальный ущерб деловой репутации и бизнесу. При этом удалять компромат из всех источников необязательно.

4. При попадании в санкционные списки

Основанием для попадания в санкционные списки также может стать недостоверная и устаревшая информация на первых страницах поисковой выдачи Google и Яндекс. В 2023 году журналисты зарубежных изданий выяснили, что для обоснования введения санкций против российских бизнесменов и политиков стали, в том числе переводы публикаций из различных русскоязычных изданий, причем и спорной степени авторитетности, и даже статьи из «Википедии».
4

Как реализовать свое право на забвение

Процесс удаления ссылки на публикацию из поисковых систем в соответствии с правом на забвение называется деиндексация. Она делает недоступной ссылку по поисковому запросу, при этом сам материал остается на сайте.

Деиндексация минимизирует репутационный ущерб от публикации недостоверной и ложной информации, поскольку пользователи не могут найти материал в поисковике. Однако процесс реализации права на забвение требует соблюдения ряда требований, но даже и это далеко не всегда гарантирует успех.

Стандартный алгоритм деиндексации или реализации права на забвение выглядит следующим образом:

Шаг 1. Отправить заявление с обоснованием причины требования удалить ссылку в поисковые сервисы через специальную форму для обращений на их сайте. Например, формы Яндекс и Google. Приложить к заявлению список ссылок, которые требуется удалить, паспортные данные заявителя и контакты.
Форма заявки на право на забвение - Яндекс
Право на забвение в Яндекс. Форма заявки.
Шаг 2. В случае положительного решения поисковая система удаляет ссылки из выдачи, однако оставляет отметку об этом. Если же решение отрицательное, то пользователю направляют мотивированный отказ.

Шаг 3. В случае отказа, можно обратиться в суд с исковым заявлением на обжалование решения поискового сервиса. Однако судебная практика в отношении дел, касающихся права на забвение, настолько малочисленна, а подобная категория споров относится к повышенной сложности, что положительный исход дела сложно спрогнозировать.
5

Чем отличается деиндексация Яндекс от Google

У каждой поисковой системы есть свой уникальный алгоритм работы, следовательно, процесс реализации права на забвение также будет иметь свои особенности.

К особенностям процесса деиндексации в поисковой системе Яндекс специалисты Avagard относят следующее:

  • возможность работать только с запросами по персоне. Яндекс принимает заявление на деиндексацию только по поисковым запросам, содержащим ФИО заявителя в сочетании с другими словами;
  • запрашиваемые ссылки будут удалены только для пользователей на территории РФ. Для тех, кто использует поисковой сервис за рубежом или через VPN, ссылка в поисковой выдаче останется доступна;
  • в случае удовлетворения требований заявителя, в поисковой выдаче остается отметка об удалении по требованию пользователя в соответствии с правом на забвение.
Отметка в поисковой выдаче Яндекс после реализации права на забвение.
Отметка в поисковой выдаче Яндекс после реализации права на забвение.
К особенности деиндексации в Google относится:

  • все заявления пользователей о деиндексации агрегируются в LumenDatabase - открытой базе юридических жалоб и запросов на удаление онлайн-материалов. В свою очередь материалы этой базы могут быть использованы СМИ, системами оценки рисков и любыми другими пользователями Интернета;
  • Google в обязательном порядке уведомляет сайт о том, что его страница деиндексирована. Это придает огласку процессу реализации права на забвение, ведь ресурс может опубликовать обновление, информацию об удалении, которые в свою очередь снова попадут в поисковую выдачу по персоне.
6

Почему стандартный алгоритм реализации

права на забвение плохо работает

Несмотря на кажущуюся простоту стандартного алгоритма реализации права на забвение через поисковые сервисы, согласно официальной статистике, менее 30% заявлений пользователей по деиндексации поисковики удовлетворяют.

Более того, стандартный алгоритм реализации права на забвение увеличивает риски огласки для пользователя. В случае удовлетворения поисковиком заявления на удаление ссылки из выдачи, он уведомляет об этом администрацию сайта, на котором размещен материал. Эти заявки также могут попасть в открытые базы данных и быть обнародованы в открытых источниках.

Подобная огласка в таких случаях играет «злую шутку»: вместо того, чтобы минимизировать ущерб для деловой репутации и нейтрализовать устаревшую или неверную информацию, заявитель привлекает к данным фактам своей биографии еще более пристальное внимание общественности.
Стандартные алгоритмы права на забвение дают низкую эффективность
Стандартные алгоритмы реализации права на забвение дают низкую эффективность
Так произошло, например, с одной из первых публичных персон, которая воспользовалась правом на забвение в 2016 году, Сергеем Михайловым, которым многим известен как лидер действующей в 90-х Солнцевской ОПГ по кличке Михась. В соответствии с правом на забвение Яндекс и Google убрали из выдачи ссылки на публикации о его криминальном прошлом. Однако его «обелению» это мало способствовало. Напротив, до сих пор в поисковиках по запросу с его ФИО выдаются преимущественно ссылки на публикации о данной истории с попыткой воспользоваться правом на забвение, где упоминается криминальное прошлое Михайлова.

7

Как минимизировать риски,

когда пользуешься правом на забвение

Благодаря ноу-хау команды Avagard, сочетающему юридические и маркетинговые инструменты, процент успешных кейсов по деиндексации для клиентов компании достигает 90% в отличие от среднерыночных 30%. Компания берется за самые сложные случаи, включая удаление ссылок на авторитетные российские СМИ первого эшелона (Ведомости, КоммерсантЪ, РБК, Forbes), а также агрегаторы компромата и площадки на домене .org за рубежом.

Доскональное и глубокое понимание алгоритмов работы поисковых систем позволяет команде Avagard успешно проводить деиндексацию по всему миру. В портфолио компании успешные кейсы по реализации права на забвение в РФ, Казахстане, Великобритании, США, Швейцарии, ОАЭ и Сербии.

Среди клиентов Avagard публичные персоны, политики и бизнесмены из списка Forbes, поэтому приоритетом в работе с правом на забвение является конфиденциальность заказчика. Методология компании позволяет провести деиндексацию не от имени заявителя, а также без уведомления сайтов, ссылки на которые удаляются. Такой подход сводит к минимому риски огласки.
Конфиденциально удалим материалы из Яндекс и Google по праву на забвение по всему миру.
8

Что делать, если право на забвение не работает

Использование права на забвение - далеко не единственный способ нейтрализовать последствия заказных информационных атак, недостоверной и устаревшей информации, а также публикации конфиденциальных данных.

В арсенале команды Avagard есть и другие доступные и эффективные инструменты:
  • создание цифрового профиля - комплексная работа технических, SEO и PR специалистов, чтобы заместить негативные публикации новыми, позитивными и отражающими актуальный статус клиента статьями
  • переговоры с администрацией сайта и удаление через них («ремувинг»)
  • удаление через суд
9

Резюме

Наш опыт подтверждает, что удаление нежелательных материалов из поисковой выдачи и их нейтрализация без огласки возможны при комплексном подходе и привлечении узкопрофильных специалистов.

Другие статьи от экспертов Avagard

Telegram канал Avagard
Еще больше экспертных материалов и новостей
на тему цифровой репутации, комплаенса и финансов от наших экспертов.