Команда Avagard расскажет на реальных кейсах из своей практики, как защититься от черного пиара и какие инструменты борьбы самые эффективные, а какие лучше оставить для других случаев.
Консультация по защите от черного пиара

Защита от черного пиара: самые лучшие и худшие способы на реальных примерах

Черный пиар – это один из вариантов конкурентной борьбы, а именно комплекс пиар-технологий, нацеленных на то, чтобы скомпрометировать конкретного человека или разрушить репутацию компании.

К черному PR относятся компромат, отрицательные отзывы, заказные публикации в СМИ и личных блогах. В зависимости от конкретной ситуации специалисты Avagard подбирают инструменты защиты от черного пиара в Интернете. О том, как защититься от черного PR, мы подробно расскажем на конкретных примерах.
Подберем наиболее эффективный инструмент защиты от черного пиара в вашей ситуации

Ситуация №1: деиндексация против компромата

Деиндексация – один из самых эффективных методов борьбы с черным пиаром
К нам обратился владелец крупного бизнеса для защиты от черного пиара со стороны конкурентов, которые разместили компромат на специализирующихся на этом сайтах. Проведя аудит и выяснив, что компромат засветился только на нескольких сайтах, в качестве инструмента защиты от черного PR наша команда предложила деиндексацию.

Деиндексация – способ удаления негатива из Интернета с помощью исключения из поисковой выдачи ссылок на компрометирующие ресурсы. При этом материал с негативом останется в Сети, однако найти его, даже по прямому запросу, становится невозможно. Это значит, что он станет «невидимым» практически для всех пользователей Интернета, ведь все мы ищем информацию именно через поисковики.

Алгоритм деиндексации такой: нужно отправить заявку через специальную форму в Яндекс и Google, снабдив ее доказательствами того, что информация, размещенная на ресурсах, не соответствует действительности или устарела. При всей кажущейся простоте этого инструмента, поисковики чаще всего отказывают в удалении, причем без объяснения причин.

Примерно 95% заявок в Avagard на деиндексацию заканчивается удалением ссылок, поэтому мы точно знаем, как именно сформулировать в заявлении доказательства для деиндексации и как максимизировать шансы на успех.

В данном кейсе мы предложили именно деиндексацию как метод защиты от черного пиара в Интернете, поскольку ресурсов с компроматом было немного. Помимо этого, в ситуации со специализированными сайтами с компроматом мы не рекомендуем самостоятельно вступать в переговоры с администрацией таких ресурсов, поскольку велики риски огласки (сайт это может использовать для дополнительных компрометирующих статей) и вымогательств денег за удаление материала.

Нам удалось деиндексировать все выходы с компроматом на нашего заказчика, так что они стали незаметными для пользователей Интернета, и репутационный ущерб от них был нивелирован.

Плюсы деиндексации для защиты от черного пиара:
  • четкий и понятный алгоритм, однако надо грамотно (лучше всего со специалистами) сформировать заявку на деиндексацию
  • 95% случаев деиндексации в Avagard заканчиваются успешным удалением против среднерыночных 30%

Минусы деиндексации для защиты от черного пиара:
  • высокий риск отказа в деиндексации, если проводить ее самостоятельно или через случайных рыночных подрядчиков
  • не подходит для случаев, когда статей с негативом немного

Ситуация №2: ремувинг заказной статьи в СМИ через переговоры

Борьба с черным пиаром
Еще один наш клиент, известный в своем регионе депутат столкнулся с заказанной его политическими оппонентами статьей в региональном СМИ с якобы разоблачениями его коррупционных действий. И если статья в небольшом региональном издании даже не попала в топ поисковой выдачи, то более крупное федеральное онлайн-СМИ, которое ее перепечатало (к сожалению, без проверки данных из первоисточника), сразу вышло на первую страницу поиска.

В данном кейсе мы предложили такой способ защиты от черного пиара как ремувинг через переговоры с администрацией сайта. Наша команда давно сотрудничала с редакцией этого СМИ и была в хороших отношениях с администрацией, поэтому нам быстро удалось доказать коллегам-журналистам, что негативная информация в первоисточнике, с которого была перепечатана статья, ложная и не имеет под собой никаких оснований.

Благодаря нашим дружеским связям со СМИ удалось удалить компрометирующую статью из федерального СМИ, защитив его от черного пиара.

Однако выходить на переговоры со СМИ, если нет надежного, дружеского контакта в редакции, может быть репутационно опасно. Мало того, что статью, скорее всего, не удалят, так еще и журналисты с большой долей вероятности используют попытки персоны удалить о себе негатив как инфоповод для нового материала «с разоблачениями».

Плюсы ремувинга через переговоры для защиты от черного пиара:
  • быстрый способ удалить конкретную статью с негативом

Минусы ремувинга через переговоры для защиты от черного пиара:
  • подходит только в случае, если есть надежный дружеский контакт в администрации сайта
  • в противном случае высокие шансы отказа в удалении, а также повышенного внимания СМИ
  • подходит для случаев, когда надо удалить немного публикаций

Ситуация №3: расправиться со сливом через суд

Зачастую судебный процесс не даёт результатов в борьбе с последствиями черного PR
Недавно к нам обратился топ-менеджер российской компании с запросом о защите от черного PR. В Сеть слили выдержки из его корпоративной переписки, из которой журналисты сделали вывод об его участии в промышленном шпионаже в пользу конкурентов. Компрометирующие статьи о нашем нем заполнили топ поисковиков и стали предметом горячих обсуждений.

Наш клиент хотел обратиться в суд и доказать, что 1) эта информация получена незаконным путем посредством взлома его корпоративной почты 2) СМИ сделали неверные выводы из переписки, не имея всего контекста, плюс используя чужие, не имеющие к нему отношения переписки между другими сотрудниками. Таким образом он хотел восстановить свою деловую репутацию, добившись удаления статьи с разоблачениями из Сети.

Однако анализ ситуации показал, что удаление через суд никак не поможет защитить от черного пиара, а только усугубит положение. Во-первых, судебные дела о клевете и защите деловой репутации, тем более где ответчиком выступает СМИ, всегда широко обсуждаются в Интернете. Это как раз никак не способствует защите от черного пиара, а только усугубляет его негативный эффект, привлекая дополнительное внимание к опубликованному компромату.

Защита от черного PR через суд только подогревала интерес к этой истории, как было в громких судебных процессах между публичными персонами и изданиями, блогерами: например, между Алишером Усмановым и сайтом Russian Criminal, Олегом Тиньковым и YouTube-блогерами Nemagia.

Во-вторых, доказать в суде, что автор статьи намеренно хотел очернить истца, бывает довольно трудно, ведь СМИ стараются обезопасить себя и выдают компрометирующие публикации как личное мнение редакции. Статистика подтверждает это – только треть судебных дел о защите деловой репутации заканчиваются в пользу истца.

Таким образом, именно для защиты от черного PR судебные разбирательства наименее эффективный, потому практически не используемый путь. Он подходит только в редких случаях, когда человек целенаправленно хочет информационного противостояния с распространителем ложных сведений и его публичного наказания, как было, например, в случае с иском Михаила Прохорова против Алексея Навального в размере 1 рубля.

Плюсы суда для защиты от черного пиара:
  • нет

Минусы суда для защиты от черного пиара:
  • высокие риски огласки
  • невысокий процент успеха в суде
  • невозможно предсказать сроки судебных разбирательств
  • не подходит для большого числа материалов (удалить все перепечатки суд маловероятно, что обязует, только первоисточник)

Нашему клиенту вместо суда мы предложили другой, более эффективный инструмент защиты от черного пиара. Об этом читайте ниже.

Ситуация №4: создание цифрового профиля

Как правило, заказчики черного пиара редко ограничиваются одной публикацией с негативом, и, чтобы наверняка добиться разрушения деловой репутации оппонента осуществляют массированную PR-атаку. Именно такой подвергся наш очередной заказчик – генеральный директор российской промышленной компании.

Его конкуренты разместили в СМИ и Телеграм-каналах публикации с порочащей его самого и его бизнес информацией, а также видеоролики на YouTube с компроматом (кстати, вот здесь подробнее о нашем подходе к удалению видео с Ютуба). В этом случае лучше всего работает создание цифрового профиля, когда с помощью комплекса технических инструментов отрицательные статьи вытесняются из топа поисковой выдачи, а на их месте размещаются позитивно окрашенные.
Создание цифрового профиля – самый эффектвиный метод борьбы с черным пиаром
Именно первые 20 ссылок в поиске оказывают наибольшее влияние на деловую репутацию в Сети. Это связано с алгоритмами поведения всех Интернет-пользователей: мы смотрим в лучшем случае на первые две страницы по своему запросу (скорее даже первую), а вот на третью и последующую страницы практически никто не заходит.

Avagard специализируется на создании цифрового профиля для защиты от черного пиара. Мы разработали и опробовали в десятках успешных кейсов нашу собственную методологию с рядом ноу-хау.

В случае с массированной PR-атакой, как было в рассмотренных нами кейсах (с топ-менеджером, обвиненном в промышленном шпионаже, и директором промышленного предприятия), самой эффективной будет работа с цифровым профилем. Именно такой комплекс мер для защиты от черного PR мы использовали в этих двух обращениях, вытеснив из топа выдачи весь негатив и разместив разноформатные статьи с позитивной информацией о наших клиентах.

Какой же способ защиты от черного пиара выбрать?

У каждого метода есть свои плюсы и минусы, а также область наиболее эффективного применения. Наши специалисты владеют всеми ими для защиты от черного пиара, при этом подбирая их по результатам анализа конкретной ситуации. Универсального инструмента защиты от черного пиара не существует, но мы поможем вам подобрать самый лучший для вас или их комбинацию.
Подберем наиболее эффективный инструмент в вашей ситуации для полной нейтрализации последствий черного PR

Профилактика лучше лечения

Выше мы описали реактивные варианты защиты от черного PR, когда человек или бренд реагирует на уже состоявшийся факт черного пиара ответными действиями. Однако важно сказать, что профилактика всегда обходится легче и дешевле, чем лечение заболеваний, так и превентивная защита от черного пиара позволяет значительно минимизировать ущерб от информационных атак в будущем.

«Предупрежден – значит вооружен» – так можно обозначить предупреждающий подход к защите от черного PR, в рамках которого преимущественно используется как раз цифровой профиль. Превентивно наполненный позитивными публикациями топ поисковика по запросу о конкретной персоне позволяет буквально «забетонировать» цифровой профиль человека в том виде, какой он хотел бы иметь. Это еще и позволяет в будущем защитить себя от черного PR, которому будет крайне сложно «пробиться» в уже закрепленный топ.

Последствия черного пиар

Помимо очевидных трудностей в виде падения доверия к персоне и его деятельности со стороны инвесторов, партнеров и других контрагентов из-за черного пиара, человек может столкнуться с часто неожиданными, но распространенными по нашему опыту сложностями с прохождением комплаенс-процедур в РФ и мире.

Если не проводить работу по защите от черного пиара, велика вероятность, что пройти комплаенс-процедуру в иностранных банках и компаниях, а также миграционных службах будет сложно или даже невозможно. Это грозит отказом в открытии счетов за рубежом и получении ВНЖ, трудностями с ведением бизнеса за границей и привлечением бизнес-партнеров.

Банковский, миграционный и иные виды комплаенса формируют профиль любой персоны, в первую очередь, основываясь на том, что о человеке написано в Интернете. Согласно регламентам комплаенс-процедуры, проверяется топ-20 поисковой системы на наличие любых возможных рисков – от банковских долгов до коррупционных схем. Также именно данные из открытых источников аккумулируются в международных базах оценки рисков – World-Check, Dow Jones и LexisNexis.

Выводы

Черный пиар – это далеко не катастрофа, наша команда владеет широким набором разных инструментов и собственных разработок для защиты от черного PR, нейтрализации его негативных последствий и профилактики от будущих информационных атак.

Благодаря нашей методологии мы не первый год помогаем не только «потушить пламя», которое разгорелось в инфополе из-за черного пиара, но и предупредить распространение нового негатива и создать нужный и полезный образ персоны или бренда в Сети.

Telegram канал Avagard

Свежие исследования, обучающие материалы и кейсы от наших экспертов на тему банков, финансов, комплаенса, санкций и цифровой репутации.

Вам может быть интересно